Боюсь, что те, кто считает, что смертная казнь останавливает часть людей от тяжких преступлений, смотрят на ту их часть, которая и без оной этого бы не совершила (например, на себя), а не на тех, кто это делает. Мне кажется, что у неслучайных преступников перед совершением преступления (или его планированием) в лучшем случае есть лишь боязнь смертной казни, что подвигает их лишь более тщательно все планировать (как и наказание вообще). Есть разные группы людей, с разным уравнем развития и менталитета. И то, что хорошо действует на одну группу, может быть почти бесполезно для других. Это все опять же к вопросу о сдерживании.
Я бы не хотел останавливаться на денежной части проблемы, но думаю, что стоит все же сравнивать соизмеримые вещи, например, доля денег, идущих на содержание смертников к общей сумме, идущей на содержание преступников. А то ведь так же можно сказать, что давайте не будем ремонтировать дороги, а спасем больных детей.
По поводу морального момента.
Я бы сразу отмел здесь упования на церковь. Эта проводница бога в своем земном существовании слишком измазана в людской крови, чтобы, на мой взгляд, имела права говорить другим "не убий". Давайте оставим церковь в покое и поговорим от себя.
Здесь мне кажется, что тезис, что при смертной казни "- защищаются интересы потерпевшего(-их);" стоит отнести именно в моральную сторону вопроса. Я воспринимаю этот тезис, как "кровь за кровь". Давайте на время оставим мораль и посмотрим на систему людей, живущих по этому закону. Очевидно, что такая система крайне нейстойчива. Любое небольшое возмущение в виде убийства может привести к повальному истреблению друг друга. И все потому, что убийство преступника в ком-то может вызвать к жизни тот же тезис "кровь за кровь" и ему будет плевать, что мстит он за убийцу. Понятно, что такие системы долго не живут. Можно взглянуть на это и с моральной точки зрения. Готовы ли мы убить человека за то, что уже сделано им и не может быть исправлено? И что именно в этом случае нам дает эго убийство? Моральное удовлетворение? Успокоенное кровью чувство справедливости? Что-то еще? ...
В заключение я бы хотел сказать, что термин "человеческое", это термин отнють не абсолютный. Он, как правило, разный в разных обществах и создается как слепок каких-то качеств сделанный с большинства. Так, весьма человеческим, например, было у некоторых африканских племен съедать врагов. И очень нечеловеческих, их отпускать. Поэтому, например, страдающие психическими заболеваниями люди не попадают обычно под термин "человеческий", особенно, если он буйный. Так что, я бы поставил между терминами "нечеловеческий" и "не такой как большинство" примерный знак равенства. Но не повод же это лишать их жизни?